Напишите нам

Закрыть


 действующий клиент

Автодор представил проект, призванный упростить грузовые автомобильные перевозки

Как рассказал помощник Президента РФ, Игорь Левитин, разговоры о необходимости глобальной модернизации дорожного фонда начались еще 6 лет назад. Уже тогда ни у кого не осталось сомнений — существующие трассы попросту невозможно сделать пригодными для скоростного движения. Сегодня же удалось прийти к единому плану действий. Опорная сеть позволит автотранспорту преодолевать до тысячи километров в сутки (допустимая скорость будет варьироваться в пределах 120-150 км/ч). Снизится и стоимость перевозки грузов. Ведь некачественное покрытие, так или иначе, оказывает влияние на формирование тарифов подрядчиками. Выбоины и ухабы приводят к преждевременному износу подвижного состава, что повышает и расходы на амортизацию, а поиск альтернативных путей увеличивает пробег и, как следствие, затраты на топливо.

Ядро стратегии составляют четыре основополагающих принципа:
● Пространственный. Прямое сообщение между ключевыми центрами промышленности и экономики, вкупе с их интеграцией в международные автотранспортные коридоры, благоприятно отразится на внутреннем рынке в целом, и торговле в частности.
● Технический. Комплексное оснащение дорог современными системами мониторинга увеличит безопасность грузовых автомобильных перевозок. В свою очередь, собранные данные помогут учитывать изменения, происходящие в отрасли, а значит — потребности бизнеса и частных лиц.
● Инвестиционно-финансовый. Предполагается, что строительство будет вестись в формате государственно-частного партнерства. Это снизит нагрузку на бюджет, однако чревато появлением платы за проезд если не по всем маршрутам, то по значительной их части. Повлияет ли это на цены доставки грузов автотранспортом? Разумеется, но в какую сторону — другой вопрос. Ведь если качество исполнения будет на должном уровне, конечная стоимость для клиентов может даже уменьшиться за счет снижения издержек на обслуживание машин.
● Социально-экономический. Новая система будет способствовать увеличению показателей валового регионального продукта. Увеличится мобильность населения и интенсивность автомобильных перевозок, возрастет деловая активность.

В теории звучит все замечательно, но когда же описанное выше будет воплощено в жизнь? Ориентировочная дата — 2030 год, но вовсе не факт, что проект удастся завершить через 14 лет.

Комфортная доставка грузов автотранспортом — вопрос отдаленного будущего

И дело тут не только в бюрократии. Хотя документ уже готов, рассмотрен в правительстве он будет лишь в 2017 году. Однако главный фактор, традиционно, финансовый. Объем затрат наводит на мысль, что для изыскания достаточных средств на развитие грузовых автомобильных перевозок придется пожертвовать, например, модернизацией железнодорожной отрасли.

Влияние дорог на цену перевозки грузов

Стоимость работ в первом приближении составит от 6.2 до 9 триллионов рублей. С учетом того, что бюджет России на 2016 год — 13.7 триллионов, сумма выходит поистине гигантская. Даже при самых оптимистичных прогнозах, государство не сможет обеспечить инвестиции в размере 100% при заявленных 12 тыс. км дорожного полотна. Вопрос привлечения капитала также остается открытым. Да, доставка грузов — услуга востребованная, и этот сегмент не прекращает развиваться даже во время кризиса. Да, автомобильный транспорт — один из наиболее рентабельных. Значит, прибыль от платных участков обещает быть стабильной. Однако на практике найти компромисс, который устраивал бы всех, чрезвычайно сложно. С одной стороны — инвесторы, рассчитывающие на окупаемость за период 10-15 лет, с другой — логистические компании, а также их клиенты, заинтересованные в том, чтобы стоимость перевозки грузов была как можно более низкой. В последнем нуждаются и потребители разнообразных товаров, особенно если учесть и без того немалую инфляцию.

К чему все это может привести? К дроблению проекта на этапы и созданию отдельных отрезков предполагаемой сети. Но в этом случае грузовые перевозки так и не получат толчка в развитии из-за недостаточной инфраструктуры. И, к сожалению, такой вариант весьма вероятен еще и по причине масштабов задумки. Даже если соответствующие документы будут оперативно приняты на федеральном уровне, процесс могут замедлить согласования с региональными властями, где-то он может серьезно затянуться. На выходе — та же мозаика из разрозненных модернизированных трасс, что положительно скажется на доставке грузов на малые расстояния, однако кумулятивный эффект будет сведен к нулю.