По России вводятся временные ограничения на автомобильные перевозки грузов

Наступил март, а значит, не за горами ввод традиционных ограничений на движение большегрузного транспорта. Владельцы компаний, специализирующихся на автомобильных грузоперевозках, вновь отпускают нелестные эпитеты в адрес местных властей, называя эти меры “кормушкой для чиновников”. Тем не менее, действия региональной администрации вполне логичны. Запреты на машины с перегрузом имеют под собой четкое обоснование. Только они способны предотвратить неизбежное разрушение дорожного полотна.

Причины ограничения перевозок

Подобное практикуется уже более полувека. Каждую весну дорогам России дают “передышку”. Дело в том, что при максимальном насыщении грунта влагой, асфальт становится весьма чувствительным к механическим воздействиям. В это время интенсивность износа покрытия возрастает в 5 раз, что влечет за собой лишние бюджетные расходы на ремонтные работы. Именно для снижения издержек и созданы временные ограничения на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Срок таковых может в значительной степени варьироваться. Хотя в большинстве регионов мораторий на большегрузы вводится не более, чем на месяц, из общего правила существуют исключения. Например, в Архангельской области два года подряд (2013 и 2014 гг.) указанный период начинался 10 апреля, а заканчивался лишь 24 мая. Это объясняется особенностями геологических и географических условий: высоким уровнем грунтовых вод, а также сравнительно влажным климатом. В прошлом же году ограничивать автомобильные перевозки пришлось еще раньше из-за аномально теплой зимы. В результате подтоплений, пик насыщения почвы влагой пришелся на начало мая, что потребовало увеличить длительность “просушки”.

Надо отметить, что водители и владельцы логистических фирм придерживаются совершенно иного мнения насчет реальных предпосылок происходящего. Логическая цепочка весьма очевидна. Основной причиной повреждения автомобильных дорог является курсирование перегруженных машин. Что интересно, даже сами перевозчики рады были бы ездить без перегруза: это помогло бы уменьшить износ агрегатов, да и расход горючего. Вот только в нынешней ситуации это — единственный способ заработать, ведь государственные пошлины априори превращают любые “облегченные” варианты в убыточные.

Скепсис понятен. Даже летом автомобильные перевозки грузов существенно осложняются из-за плачевного состояния региональных трасс. Сейчас темпы их восстановления явно недостаточны. Скудное финансирование восстановительных работ порождает закономерные вопросы: куда уходят бюджетные деньги и так ли эффективны принятые меры? Но до сих пор транспортникам и чиновникам так и не удалось прийти к взаимовыгодному соглашению.

Автомобильные перевозки должны продолжаться

Для логистических компаний весенние ограничения чреваты серьезными финансовыми потерями. Впрочем, ущерб можно значительно снизить, если быть в курсе действующего законодательства, а также определенных нюансов. Ряд регионов допускает продолжение транспортировки грузов даже во время весенней распутицы. Это стало возможным благодаря капитальному ремонту магистралей, в ходе которых последние обзавелись дополнительным усилением. К таковым относятся, например, автодорога М-8 “Холмогоры”, подъезд к Северодвинску, и другие. Однако подобных трасс не так много, к тому же, большая часть из них укреплена не на всем протяжении.

Ограничения на автомобильные перевозки грузов

Помимо этого, есть несколько категорий автомобильной перевозки грузов, на которые действующие ограничения не распространяются. Список периодически корректируется, традиционно в него входит транспорт федеральных органов исполнительной власти. Что же касается частных предприятий, запрет не распространяется на международные рейсы, не коснется он и грузовиков, участвующих в ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧС. Что же касается перечня коммерческих грузов, перевозка которых не требует разрешений, в него вошли следующие позиции: пищевые продукты, лекарственные препараты, различные виды топлива, удобрения, зерно, а также почтовые отправления.

Во всех же остальных случаях спастись от сезонного простоя можно, получив соответствующие документы в специализированных учреждениях. В каждом административном субъекте за их выдачу отвечают профильные структуры. Например, чтобы беспрепятственно ездить по Челябинской области, следует обратиться непосредственно в Министерство дорожного хозяйства и транспорта, а за автомобильными грузоперевозками в Тульской области следит “Тулавтодор”.

При этом нельзя забывать, что даже в пределах одного региона сроки запрета могут варьироваться. Яркий пример — Пермский край. В 2015 году мораторий длился здесь 29 дней (с 20 апреля по 19 мая). Однако в административном центре действовали иные ограничения на автомобильные перевозки — с 19 апреля по 12 мая. К сожалению, без волокиты обойтись не удастся. Придется оформлять сразу две бумаги: от областного Минтранса и непосредственно от администрации Перми.

Бюрократия толкает некоторые фирмы на отчаянные поступки. В такой ситуации они решаются на нелегальную перевозку грузов автомобильным транспортом, игнорируя правила. Вот только стоит ли игра свеч? Ответить на этот вопрос можно самостоятельно — достаточно взглянуть на статью за номером 12.21.1 административного кодекса Российской Федерации. Согласно ему, шофер, осуществляющий незаконный рейс, обязан уплатить штраф в размере от 2-2.5 тысяч рублей. Ответственному должностному лицу придется расстаться с суммой в 15-20 тысяч. Для юридических лиц штраф составляет от 400 000 до полумиллиона.