Грузовые перевозки вне закона — изменения неизбежны?

Зачастую законодательство не учитывает те или иные особенности отрасли, которую призвано регулировать. К сожалению, транспортные перевозки — не исключение. На этот факт обратила внимание ассоциация “Грузавтотранс”, подготовившая официальное обращение. В нем раскрыт ряд актуальных проблем, порожденных несовершенством закона. Примечательно, что под ударом оказались не только организации, предоставляющие логистические услуги, но также и руководители региональных подразделений ГИБДД, в обязанности которых как раз и входит надзор за соблюдением утвержденных норм.

Речь идет, разумеется, о “Правилах грузовых перевозок автомобильным транспортом”, принятых правительством еще в 2011 году. Наиболее спорный момент — допустимый вес, приходящийся на каждую ось. Полноценный контроль, равно как и исполнение этих предписаний, невозможны в принципе. Все делается “на глазок”: если масса автомобиля не превышает требуемые показатели, при этом товар равномерно распределен, считается, что и осевые нагрузки отвечают нормативам. Но это не всегда соответствует реальности.

Организация грузоперевозок

Возьмем организацию перевозок сыпучих грузов (щебень, гравий, керамзит). В поездке, под действием вибраций, происходит их перемещение, иногда — значительное. Как следствие, на одну из осей приходится значительно больший вес, нежели на другие. Аналогичная коллизия возникает при работе с неделимыми конструкциями. В итоге, перевозка многих видов промышленного оборудования со смещенным центром тяжести оказывается априори вне закона. Владимир Матягин, занимающий пост президента организации ЦОГ “Грузавтотранс”, указал и на такой чисто технический нюанс, как специфика некоторых большегрузов. Так, многие модели КамАЗ получают перегрузку по оси даже в том случае, если их наполнить всего 3 кубами песка, что обусловлено геометрией кузова.

Иногда эти требования противоречат другим директивам. Яркий пример — перевозка опасных грузов. По свидетельству многих водителей бензовозов, их штрафуют за превышение осевой нагрузки при том, что общая масса не выходит за рамки нормативов. Чтобы уложиться в необходимые цифры, цистерна должна быть заполнена частично, что также является нарушением.

Штрафстоянки — бич сегмента транспортных перевозок

Другой интересный пункт содержится в статье 27.13 Административного кодекса РФ. Она предписывает отправлять авто нарушителей ПДД на штрафные стоянки, причем эта мера распространяется также на тяжеловесные и крупногабаритные машины. Здесь ситуация еще более печальная.

Когда дело касается грузовых перевозок, реализовать эту норму представители власти не в состоянии. “Грузавтотранс” провел эксперимент в Петербурге, в ходе которого выяснилось: ни одна штрафстоянка города не имеет трала — единственного транспортного средства, пригодного для перемещения крупнотоннажных автомобилей. Нетрудно догадаться, что здесь имеется подоплека для коррупционной схемы. Ведь шофер оплачивает эвакуацию всегда, даже если ничего не было сделано, а это — 17 000 рублей за грузовую машину, или 35 тысяч — если авто оборудовано прицепом. Отвечать за произвол подчиненных приходится начальству.

Что же предлагает Матягин? Обратиться к европейской практике, когда при нарушении правил дорожного движения просто выписывается штраф, после чего можно продолжать рейс. Тут следует учесть и такой аспект, как интересы клиента и влияние простоя на оборот товаров внутри страны. В ситуации, когда тралов окажется достаточно и КоАП будет неукоснительно исполняться, организация перевозок грузов станет весьма проблематичной. Если сейчас основные трудности вызывает лишь очередь на таможне, то принудительная эвакуация выльется в потерю многих часов, а то и суток.

В данный момент ЦОГ “Грузавтотранс” занимается сбором подписей грузоперевозчиков в поддержку созданного обращения, где подробно изложены описанные выше проблемы и способы их решения. Надо отметить, что участники рынка активно выражают свое согласие с необходимостью реформ в сфере транспортного законодательства. Документ планируется передать в руки министра транспорта Максима Соколова уже на следующей неделе.